Цифровые фотоаппараты: выбор по надежности

Формат 3D. Сам себе режиссер с камерой Panasonic HDC-SDT750.

Не так давно минуло то время, когда мы толпами бились в очередях, чтобы достать заветный билет на просмотр, будоражащего наш разум своей неизвестностью и новизной, кинофильма в формате 3D. Тогда мы даже не задумывались о содержании фильма, главное было окунуться в волнующий мир объёмного изображения. И как любая технология, за которую потребители готовы открывать свои кошельки, трехмерное изображение стало объектом пристального внимания всех ведущих производителей домашней электроники.

Не прошло и года, как практически во всех магазинах бытовой электроники появились в продаже 3D телевизоры и плееры Blu-ray, способные воспроизводить диски с записью объемного изображения. Не смотря на пока еще маленький ассортимент трехмерных фильмов и дороговизну, как дисков, так и аппаратуры, 3D технология заняла многие умы любителей домашнего просмотра, заставляя оставлять «свои кровные» в магазинах.

Но речь не об этом а о том, что уже к концу года на осенней выставке IFA компания Panasonic представила две новинки: 3D объектив для фотоаппаратов формата «Микро 4/3» и компактную бытовую видеокамеру, способную производить запись в формате 3D Full HD.

 

Создание в столь короткие сроки видеокамеры, обладающей столь сложной технологической возможностью, говорит о большой заинтересованности производителей в распространении формата объемного изображения. А сложность технологии при съемке трехмерного изображения заключается в том, что видеокамера должна каким-либо образом синхронно зафиксировать два независимых видеоряда в формате 1080р и с минимальными потерями. В идеальном варианте для подобной съемки необходима система, состоящая из двух объективов с коррекцией взаимного положения их оптических осей. Кроме того для обработки видео требуется две матрицы и мощный процессор, который бы справился с кодированием двух цифровых потоков видео высокой четкости в реальном времени.

С учетом того, что стоимость камеры для съемки 3D видео должна была быть доступной для среднестатистического покупателя, задача перед производителем стояла очень не простая. И тогда конструкторы Panasonic придумали хитрое решение: зачем создавать видеокамеру с нуля, когда можно воспользоваться уже существующей моделью. Под существующие задачи как нельзя лучше подошла двухматричная Full HD видеокамера HDC-SD700.

Для того чтобы добавить к видео дополнительное измерение, был разработан дополнительный оптический модуль. Модуль для съемки 3D изображения монтируется прямо на родной объектив видеокамеры.

 

 

Как видно на изображении, модуль для трехмерной съемки имеет два независимых объектива. Каждый объектив передает изображение через основную оптику на свою матрицу – правую или левую, соответственно.

Благодаря такому подходу, разработчикам удалось переделать обычную видеокамеру в устройство, способное снимать объекты в трех измерениях и, при этом, свести свои затраты, а соответственно и стоимость камеры, к минимуму.

Естественно, что подобное «хитрое» решение не могло обойтись без недостатков. В первую очередь это касается горизонтальной четкости, потому как в кадр с разрешением 1920х1080 пикселей потребовалось вписать одновременно две картинки. При этом вертикальная четкость картинки при таком подходе страдает по минимуму, а вот горизонтальная для сохранения широкоформатных пропорций потребовала уменьшения двух картинок в два раза. В конечном итоге, после обработки цифровых потоков получается два изображения размером 830х980 пикселей.

Следующим недостатком, при использовании модуля, можно назвать ограничение масштабирования, а точнее его полное отсутствие. Регулятор приближения и удаления в режиме объемной съемки просто не работает. Правда, ставить в укор компании Panasonic данное ограничение было бы несправедливым, потому что одновременное масштабирование двух объективов задача далеко не простая и малейшая рассинхронизация в движении линз приводит к невозможности трехмерного эффекта. Такая задача не всегда под силу даже профессиональным операторам, а что уж говорить о любительской съемке.

Советы для съемки 3D видео камерой Panasonic HDC-SDT750

Перед началом объемной съемки «умная» камера предлагает произвести калибровку оптического блока. К счастью, сделать это совсем не сложно. Для калибровки необходимо при помощи, расположенных на блоке, регуляторов совместить нанесенные на полупрозрачную крышку объектива знаки с линиями тестового сигнала.

Не смотря на то, что съемка ведется в 3D режиме, на мониторчике камеры она остается обычной, не отображающей третье измерение.

То что при объемной съемке нет возможности масштабирования, заставляет оператора более вдумчиво относится к композиции кадра. Естественно, что трехмерная съемка имеет свою специфику и добиться качественной объемной картинки получится не сразу. Однако, уже при просмотре первых отснятых видеороликов можно видеть, что многие тонкости, не имеющие значения при простой съемке, в 3D необходимо непременно учитывать.

К примеру, уровень освещения должен быть как можно больше. Этот момент становится более важным, потому как дополнительная насадка-модуль, как и любой объектив, поглощает какое-то количество, проходящего через нее света. А кроме того, при съемке в условиях плохой освещенности контрастность объектов снижается и добиться эффектного объемного изображения будет очень проблематично.

После того как процесс объемной съемки будет освоен на практике, вы заметите, что камера HDC-SDT750 способна выдавать хорошее рельефное изображение с четко выраженным эффектом объема. Лучше всего 3D эффект будет заметен на предметах снятых крупно, а при высоком освещении можно добиться этого и для средних планов. Что касается удаленных предметов, то они и в реальной жизни выглядят плоскими из-за своих небольших угловых размеров, а при съемке уж и подавно.

Видеокамера также оснащена съемочной автоматикой. Функции автофокуса и оптического стабилизатора в режиме объемной съемки работают не менее оперативно и качественно, чем при съемке плоского видео без дополнительного 3D модуля.

Просмотр снятого HDC-SDT750 видео.

Просматривать, отснятый камерой, видеоматериал с трехмерным эффектом можно при помощи любого совместимого с форматом 3D оборудования – компьютера или видеоплеера. Прилагаемый в комплекте с видеокамерой HDC-SDT750 софт позволяет компоновать и записывать диски 3D Blu-ray.

Цифровые фотоаппараты: выбор по надежности

При покупке фотоаппарата важны не только мегапиксели и светосила, но и такие простые земные вещи, как обычная надежность. Причем, не на уровне рекламных слоганов, а на практике. И желательно, от людей, которые владеют достоверной и объективной информацией. Особенно интересно знать, всегда ли респектабельный имидж компании (и соответствующая цена аппарата) является признаком высокого качества продукции.

По этому поводу, интересную информацию предоставила одна из компаний, которые занимаются гарантийным и постгарантийным ремонтом электроники. По её данным, за первые три года эксплуатации примерно 15% цифровых фотоаппаратов попадают в ремонт. Происходит это по различным причинам: неосторожная или неправильная эксплуатация, брак производителя, несчастный случай. Не так важно, почему они ломаются, а важно понимать, что практически каждый шестой фотоаппарат в первые три года после покупки придется ремонтировать.

Хотя, отчего камеры приходят в негодность – это тоже важный вопрос. Но ещё важнее при покупке смотрится другой вопрос: ремонт фотоаппаратов каких марок требуется чаще, а каких реже всего? Потому что, именно от ответа на него зависит выбор модели и производителя.

Если говорить о цене, то тут все именно так, как и должно быть. А именно, самые дешевые «мыльницы» ломаются чаще, а профессиональные «зеркалки» - реже. Дело тут, надо полагать, и в качестве самих аппаратов, и в отношении владельцев к камерам. Все-таки, фотоаппараты, стоимостью от 1000 долларов + оптика и аксессуары, обычно покупают профессионалы для работы, или очень продвинутые любители. То есть, те категории пользователей, от которых можно ожидать бережного и ответственного отношения к инструменту заработка или предмету хобби.

А вот в отношении производителей данные могут выглядеть немного странными. В частности, среди камер, чья стоимость укладывается в 300-500 "зеленых", самой часто ремонтируемой оказалась техника уважаемой фирмы Canon. Ремонт фотоаппаратов Canon требуется в два раза чаще, чем у их извечных конкурентов Nikon, и в три раза чаще, чем у Panasonic. Это тем более удивительно, если учесть, что Panasonic, все-таки, компания разнонаправленная, и не специализируется именно на производстве цифровых фотоаппаратов.

Впрочем, чтобы оправдать репутацию Canon, можно сказать, что в их профильном сегменте, свыше 1000 баксов, у них с Nikon, практически одинаковые показатели надежности, около 4% отказов за первые два года эксплуатации. А кроме них на этом поле всерьез никто не играет. Во всяком случае, настолько всерьез, чтобы об этом можно было говорить, подтверждая слова цифрами сухой статистики.

Если же говорить о том, фотоаппараты каких марок стоит покупать с большой опаской (или с пониманием, что он недолго прослужит до первого ремонта), то, прежде всего, это дешевые модели Casio и Polaroid. По сравнению с лидером и в этой ценовой категории (до 150 дол.) Panasonic, они ломались в два, два с половиной раза чаще.

Как взвешенный вариант сочетания довольно высокого качества, вне зависимости от цены, можно привести ещё одного «универсала», компанию Sony. В сегмент ТОПовых фотоаппаратов эта японская компания ещё только приходит, и делает это крайне осторожно, но в тех нишах, где её продукция присутствует, Sony выглядит стабильно достойно. Не являясь безоговорочным лидером, занимает надежные позиции в числе лидеров.

Цифровой фотоаппарат: проблема правильного выбора

Выбор цифрового фотоаппарата – занятие настолько же сложное, насколько интересное. Сложное оно и потому, что различных характеристик у фотоаппарата весьма много и потому, что выбор осложняется большим разнообразием моделей, представленных в этом сегменте рынка. Что же можно назвать хорошим цифровым фотоаппаратом? Как не ошибиться в выборе? Попробуем ответить на эти вопросы, рассмотрев основные характеристики большинства цифровых фотоаппаратов.

Хороший цифровой фотоаппарат имеет стоимость от 18 тысяч рублей и выше. Такие фотоаппараты обладают весьма широкими возможностями, которые, часто, нужны лишь профессиональным фотографам, а простым "домашним" любителям фотографии требуется не слишком дорогая фотокамера с оптимальным соотношением цены и качества. В действительности, такие цифровые фотоаппараты в магазинах присутствуют и в достаточном ассортименте. И стоят они порядка 7-8 тысяч рублей. Покупателю требуется лишь сделать правильный выбор. Но чтобы грамотно подобрать себе цифровой фотоаппарат, необходимо знать основные его характеристики и понимать, требуется вам та или иная функция или нет. Перейдем непосредственно к основным характеристикам цифровых фотоаппаратов.

Матрица: в некотором роде аналог фотопленки и очень важная характеристика, так как качество получаемых снимков напрямую зависит от количества так называемых пикселей (от англ. pixel) ПЗС-матрицы, составляющих изображение. Определяющие параметры:

число чувствительных элементов: не всегда совпадает с числом пикселей в полученном изображении, поэтому, при покупке цифрового фотоаппарата обратите внимание указана ли матрица по числу чувствительных элементов или по числу пикселей в полученном при съемке изображении, это рабочие или эффективные пиксели
чувствительность: для съемки при дневном освещении и/или медленно движущихся объектов, чувствительность в 400 ISO вполне достаточна, тем не менее, чем выше указанное значение ISO, тем лучше получатся снимки с вашего цифрового фотоаппарата, даже при плохом освещении

число пикселей получаемого изображения, рабочие это или эффективные пиксели. Например, широко распространенная сейчас в мобильных телефонах матрица 1,3Mpx позволяет делать фотографии с максимальным разрешением 1280×960 ppi (pixels per inch / пикселей на дюйм), матрица 2,3Mpx, соответственно 1900×1200 ppi (формат А4), 3,3 Mpx – 2048x1536 ppi, 5,24 Mpx – 2560х1920 ppi (стандартная матрица 4:3, что совпадает со стандартными разрешениями экрана монитора)

размер матрицы: чем больше в матрице элементов (пикселей), тем выше разрешение матрицы и точнее цветопередача получаемого изображения, но не стоит гнаться за количеством, для обычной съемки, и последующей печати фото, будет вполне достаточно матрицы в 5-6 Mpx

Фокусное расстояние: расстояние, которое проходит луч, преломляясь в объективе, до точки на ПЗС-матрице.

Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол съемки, т.е. больший "охват" пространства в полученном кадре. Подавляющее большинство моделей цифровых фотоаппаратов имеют zoom (увеличение), позволяющий изменять фокусное расстояние и фотографировать удаленные объекты. Zoom бывает цифровой (увеличение методом интерполяции и экстраполяции) и оптический (увеличение с помощью системы линз); естественно, оптический zoom предпочтительнее цифрового. В большинстве современных моделей цифровых фотоаппаратов имеет место быть и цифровой и оптический zoom. Фокусное расстояние цифровых фотоаппаратов представлено в пересчете на стандартный пленочный кадр 24×36 мм, получаемый на обычных фотоаппаратах с фокусным расстоянием 35 мм.

Цифровая карта памяти: тот носитель информации, на который фотоаппарат сохраняет отснятые снимки. Выбор устройств хранения снимков очень велик (CompactFlash, Mini SD, SD, SmartMedia, MultiMedia Card / MMC, Sony Memory Stick и многие другие). Для определенной модели цифрового фотоаппарата могут подходить как несколько, так и лишь один тип карт флэш-памяти. Естественно, чем больше объем памяти, тем лучше (например, 1 Гб), но и карточка объемом 256 Mб будет вполне достаточна (поместится до 80 снимков и более, в зависимости от их разрешения). Хотя в последнее время наблюдается падение цен на карты флэш-памяти, и возможность приобрести карту емкостью 1 Гб не будет слишком уж затратной.

Другие характеристики: размер ЖК-экрана для просмотра отснятых кадров (обычно указывается в дюймах, чем больше, тем лучше); возможность съемки видео клипов (со звуком или без, с каким сжатием и в каком формате); наличие стабилизатора изображения; встроенная фотовспышка; светосила F (характеризует долю световой энергии, пропускаемой объективом, большей светосиле соответствует меньшее значение F); формат сохранения изображений (RAW, JPEG, DCF, TIFF и др.); интерфейс подключения к компьютеру (USB, IEEE 1394, RS-232C); питание (Li-ion аккумулятор, 2 батареи AA, 4 батареи AAA и др.); вес и другие.

Далее можно отметить наиболее именитых фирм-производителей цифровой фототехники. Это Olympus, Sony, Canon, Nikon, Pentax, Casio, HP, FujiFilm. Выбор есть всегда. А данная статья поможет сделать его правильным.
Наиболее частые поломки цифровых фотоаппаратов

Примерно 90% поломок фотоаппаратов случаются по вине самих же владельцев. Из них около 70% - это поломка объектива, которая происходит или из-за механического воздействия (после падения, удара и т. д.), или из-за попадания посторонних веществ в механизм объектива (песок, грязь и т. д.). А оставшиеся поломки приходятся на разбитые дисплеи и попадание влаги внутрь фотоаппарата.

Во всех случаях повреждения могут быть:

  • Незначительные: требует небольших трудозатрат на восстановление;
  • Средние: требует определенных трудозатрат и средств (запчастей);
  • Фатальные: когда ремонт либо не возможен, либо экономически не выгоден.

Определить сложность поломки и необходимые трудозатраты для её устранения в большинстве случаев мастер может при первичном осмотре аппарата, если владелец знает причину поломки. В остальных случаях, когда причина поломки не ясна, необходимо проводить диагностику. 

Несколько рекомендаций, которые продлят жизнь вашей любимой технике:

  • Храните фотоаппарат в чехле, для защиты от пыли и прямого контакта с другими предметами;
  • Ремешок, привязанный к фотоаппарату и намотанный на руку, не даст ему упасть;
  • Никогда не снимайте на улице в дождь - даже незначительная изморось способна, при точном попадании «куда нужно», вывести технику из строя. Тоже самое, относится к местам повышенной влажности, таким как сауны, ванны, бассейны и подобные места.
  • Оберегайте фотоаппарат от попадания песка. Оно может произойти, если вы пользуетесь камерой на пляже при сильном ветре или кладете фотоаппарат рядом с песком.
  • Не препятствуйте работе объектива, воздействуя на него силой.

При соблюдении этих нехитрых правил ваш любимец будет долго приносить вам радость и никогда не подведет.
Часто задаваемые вопросы по цифровым фотоаппаратам

Вопрос: Цифровой фотоаппарат какой марки / какой фирмы лучше?

Ответ: Не существует однозначного ответа на данный вопрос. Каждый производитель камер и фотоаппаратов в погоне за покупателем стремится сделать что-то свое, что-то особенное. Тем не менее, нельзя не учитывать тот факт, что существует ряд компаний, наиболее хорошо зарекомендовавших себя в сфере производства фото- и видео-техники. Это такие именитые фирмы, как Canon, Nikon, Casio, Olympus. Они уже в течение длительного времени успешно занимаются разработкой и производством фото-техники. Естественно, что модели цифровых фотоаппаратов названных (и некоторых других) фирм отличаются в лучшую сторону, - обладают высоким качеством и надежностью. Наряду с этими фирмами, существует ряд электромеханических корпораций и концернов, которые за последние несколько лет стремительно набирают темпы развития, в том числе и в сфере производства цифровых фотоаппаратов. Примером могут служить корпорации Sony и Panasonic, продукция которых также является образцом достойного качества.

Вопрос: Говорят, что чем больше у цифрового фотоаппарата мегапикселей тем лучше, - это правда?

Ответ: В принципе большое значение числа мегапикселей подразумевает под собой высокое разрешение матрицы. Прежде всего оно будет отражаться на детализации кадра большого формата. Стоит рассматривать приобретение цифрового фотоаппарата с высоким разрешением, если вы собираетесь печатать фотографии большого формата. Следует также учитывать, что на фотоаппаратах с высоким числом мегапикселей возрастает и количество посторонних шумов в связи с тем, что в компактных моделях фотоаппаратов матрица имеет довольно малые физические размеры.

Вопрос: Что такое zoom? Какой zoom бывает и с каким zoom'ом следует выбрать фотокамеру?

Ответ: Zoom это функциональная возможность фотоаппарата, позволяющая изменять фокусное расстояние. Более приземленно, это возможность приблизить ("укрупнить") объект съемки, подобно тому, как это делает бинокль или подзорная труба. Zoom ("зум") может быть оптический и/или цифровой. Оптический зум осуществляется механикой объектива, помогая откадривать снимок по вашему желанию, при этом качество снимка абсолютно не ухудшается. Цифровой зум производиться микропроцессором фотоаппарата. Фактически, при использовании цифрового зума из снимка вырезается центральный фрагмент и искуственно масштабируется на весь кадр. В связи с этим при цифровом зумировании может наблюдаться заметное ухудшение качества снимка. Исходя из всего этого, стоит учитывать главным образом лишь наличие и кратность оптического zoom'а.
Вопрос: Относительно ручных ручные настроек в цифровом фотоаппарате. Нужны ли они?

Ответ: Ручные или "творческие" режимы работы понадобятся вам, если вы решили подойти к процессу фотографии более серьезно и творчески, нежели просто отщелкивать кадры при автоматических настройках. Современные цифровые фотокамеры как правило имеют несколько режимов съемки:

- Полностью автоматический режим, когда микропроцессор фотоаппарата сам настраивается под какие-либо условия съемки

- Предустановленные (сюжетные) программы, - фотоаппарат запрограммирован на каждый вариант съемки ("портрет" | "панорама" | "ночная")

- Ручной режим, когда все эти настройки могут быть установлены вами по вашему желанию.

В ручном режиме вы можете управлять значениями выдержки, диафрагмы, экспозиции. Данные режимы съемки могут быть весьма полезны, но только при определенных знаниях работы фотоаппарата и навыках фотографии.

Вопрос: Что такое "баланс белого" и для чего он нужен в цифровом фотоаппарате?

Ответ: От функции "баланс белого" зависит правильность отображения цветов на фотографии. При различных условиях освещенности цифровому фотоаппарату необходимо осуществить расчет цветовой палитры.

Соответствующая настройка производится по изображению белого цвета при данной освещенности. Она может осуществляться и автоматически, без какого-либо вашего участия. В сложных условия съемки, например при люминесцентном освещении, автоматическая подстройка "баланса белого" может работать не корректно, следовательно и цвета на фотографии будут отображаться не правильно. Существуют также и предустановленные режимы "баланса белого". Это режимы, в которых заранее задано как выглядит белый цвет при тех или иных условиях освещения (дневной свет / помещение с искусственным освещением / и др.). Если в цифровом фотоаппарате есть функция "ручной баланс белого", можно указать фотокамере белый цвет при данных условиях освещения путем поднесения к объективу белого листа бумаги. Как правило, при ручных режимах съемки, цветовая коррекция будет сделана цифровым фотоаппаратом наиболее верно.

Вопрос: Является ли верным утверждение о том, что чем больше фотоаппарат по размеру, тем он лучше?

Ответ: Увеличение корпуса фотоаппарата может происходить по разным причинам, и многие из них не всегда можно отнести к качеству цифровой камеры. Например, фотоаппараты, работающие от батареек / аккумуляторов класса "АА" обычно несколько больше по размеру тех фотоаппаратов, что работают от Li-on "литий-ионного" аккумулятора. Также довольно большие габариты имеют фотоаппараты с большой кратностью оптического zoom-а, что является особенностью консткукции. Вот основные причины, по которым одни фотоаппараты могут быть больше других. Понятно, что если вам не требуется фотоаппарат с большим значением zoom и работающий от батареек класса "АА", вы можете выбрать модель размерами поменьше.

Вопрос: Имеет ли смысл приобретение цифрового фотоаппарата с огромным дисплеем?

Ответ: Цифровой фотоаппарат с большим дисплеем это прежде всего удобство и комфорт при съемке. Фотоаппаратом, имеющим большой дисплей удобно фотографировать, на таком фотоаппарате удобно и просматривать полученные кадры. С другой стороны, нельзя не отметить тот факт, что большой дисплей потребляет довольно много электроэнергии, а значит и быстрее разряжает аккумуляторную батарею питания.
Вопрос: Какие элементы питания используются в цифровых фотоаппаратах?

Ответ: В цифровых фотоаппаратах могут использоваться различные элементы питания. Это может быть фирменный Li-on "литий-ионный" аккумулятор, либо батарейки или аккумуляторы типа "АА". Например, фотоаппараты фирмы Canon, как правило комплектуются батарейками "АА", но при желании, аккумуляторы и зарядное устройство вы можете приобрести отдельно. Компактные модели цифровых фотоаппаратов чаще всего поставляются со своим Li-on аккумулятором и зарядным устройство для него.

Вопрос: Какой тип памяти лучше подходит для использования в цифровом фотоаппарате?

Ответ: В различных моделях цифровых фотоаппаратов используется свой формат карт памяти (SD / MMC / Memory Stick / Compact Flash / XD). Всегда следует узнать подробнее о том, какой тип карт памяти используется именно в вашей фотокамере. Далее следует определиться с объемом карты памяти. Чем больше объем карты памяти, тем больше на ней может поместиться фотографий. Карты памяти отличаются также и по фирмам-производителям. Бывают фирменные карты памяти, то есть те которые изготовлены тем же производителем, что и фотоаппарат и карты памяти сторонних производителей. Фирменные карты памяти, обычно, несколько дороже. Однако карты, изготовленные фирмами специализирующиеся иенно на производстве всех видов памяти (такие как Transcend или Kingston) имеют качество не ниже, а зачастую выше, чем у фирменных карт памяти.

Вопрос: Действительно ли цифровая фотокамера в металлическом корпусе лучше, чем в пластиковом?

Ответ: Существует заблуждение, что фотоаппарат в металлическом корпусе прочнее, чем в корпусе из пластика. В действительности это не совсем так. Более прочным является сам корпус, но устройство фотоаппарата при этом никак не защищено от ударов. В случае падения фотоаппарата в металлическом корпусе повреждения получит не корпус, а электроника и/или оптика заключенная в нем.